Как развивать личность ребёнка с ОВЗ?

У Четырёхлетнего Ростислава — аутизм. Пока он умеет говорить только два слова — но у него есть все шансы стать самостоятельным. Вот уже год Ростик усердно занимается в детском инклюзивном центре «Вместе весело шагать», где с ним работают психолог, нейропсихолог, дефектолог и специалист по адаптивной физкультуре.

Психолог БФ «Гольфстрим» Ольга Авдеева хвалит мальчика за трудолюбие и прилежность: «Ростик очень покладистый, не капризничает, выполняет задания, но речь у него сформирована, как на первом году жизни – он может произносить только отдельные слова по слогам».

Перед специалистом стоит важная задача – задать направление для развития личности мальчика. Но как это сделать?

«Как писал основатель логотерапии Виктор Франкл, личность не болеет, она всегда целостна и сохранна – объясняет психолог Ольга Авдеева – В природе любого «Я» заложено стремление к смыслу и воля к его осуществлению. Любой человек нуждается в задаче, имеющей для него значение. Именно эту концепцию я использую при работе даже с самыми сложными детьми. Нужно задать им направление, запустить здоровое напряжение. Сделать это можно через ценности. Любой, даже безречевой ребёнок, реагирует на ценности. Если быть внимательным, получить к ним доступ можно довольно быстро».

В работе с Ростиславом Ольга Авдеева использует карточки, с помощью которых малыш учится говорить. Правила простые – психолог показывает карточку, а ребёнок произносит слово.

«Когда мы дошли до изображения велосипеда, Ростик просиял. Его мимика поменялась, он даже вскочил со стула! Я спросила – есть ли у него велосипед? Какой? Какого цвета? Эти вопросы были слишком сложными, но я поняла, что что-то нащупала» – рассказывает психолог фонда, — Пришла мама. Я спрашиваю: «А велосипед у вас есть»? Она говорит: «Да он катается на нём часами, мы не может его оттащить! Но только это велобег. А как вы думаете, стоит ли покупать велосипед? Вдруг он не сможет на нем ездить?»

По словам Ольги Авдеевой, это и было – попадание в ценности. Психологу удалось задать маме и сыну задачу – осваивать велосипед. Главное здесь – поставить планку, но не ждать быстрого результата, а погрузиться в процесс и системно работать над улучшением навыка.

Работа через ценности позитивно отразилась и на маме ребёнка: «У мамы давно пропал навык задачного мышления, она просто жила изо дня в день. Теперь у неё появилась задача, над которой можно работать, в которую нужно включаться и которая требует творчества и напряжения. А это – уже смысл» – подытожила Ольга Авдеева.

Ещё больше новостей и полезных статей БФ «Гольфстрим» читайте в наших социальных сетях Vkontaktetelegramодноклассники и Яндекс Дзен.