2-ая встреча для специалистов «Инклюзия в действии. Доступно всем»

В рамках проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» было проведено второе онлайн-занятие для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

В октябре 2022 начался образовательный цикл для специалистов по работе с родителями подростков с особыми потребностями. Данный образовательный цикл – один из модулей проекта «Инклюзия в действии», поддержанного Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь», он называется «Шаги навстречу».

Слушателям курса предоставлен доступ на платформу Stepik, где размещена информация о специфике работы с родителями подростков с особыми потребностями.

На второй встрече, двадцатого октября, группа разбиралась с понятиями практического значения социализации детей с ОВЗ, адаптацией и наиболее эффективными инструментами работы с детьми с ОВЗ.

Занятие провела Анна Калашникова, психолог с более чем 20-летним опытом работы с детьми с ОВЗ, клинический психолог и сотрудник благотворительного фонда «Гольфстрим», которая вначале рассмотрела психологические аспекты и практическое значение социализации детей с ОВЗ.

Она опросила слушателей, как они понимают, что такое социализация?

«Социализация — замыленное и не всегда вдумчиво употребляемое слово, а ведь есть разные теоретические взгляды на социализацию», — заметила она.

Анна Алексеевна отметила, что в текущем курсе будет рассматривать социализацию с позиции ученого, ныне живущего социального педагога Анатолия Викторовича Мудрика.

Анатолий Викторович Мудрик – советский и российский ученый в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Первым в российской педагогике, кто описал самостоятельный вид воспитания — диссоциальное, которое имеет негативную (контрсоциальную) смысловую нагрузку.

В процессе занятия эксперт выделила такие важные постулаты как адаптация (в нашем случае адаптация, приспособление ребенка с ОВЗ под обстоятельства изменчивого мира) и обособление (суть обособления состоит, по А.В. Мудрику, в «становлении человеческой индивидуальности»).

Ведущая привела примеры успешной работы по социализации подростков с ментальными нарушениями. Объяснила, что именно наличие позитивного опыта, многократно повторенного, дает возможность поделиться им в текущем курсе. У слушателей будет возможность научиться самим составлять программы по работе с группами детей с ОВЗ в наиболее доступной парадигме — темоцентрированной.

Наиболее эффективным инструментом работы с детьми с ОВЗ Анна Калашникова аргументированно назвала социально-психологический тренинг. Самым любимым методом воздействия на детей — гуманистический подход, любовь и принятие.

Она рассказала, как составлять и презентовать программу по работе с детьми, в том числе для подачи на гранты, пообещав подробнее разобрать каждый пункт на следующих онлайн-встречах.

Например, почему используется модульность. Почему каждое занятие желательно делать двухчастным (одна часть полегче, другая сложней), выделяя алгоритм и ритуалы.

Какие можно использовать методы психологического воздействия на детей и как их адаптировать в соответствии с актуальными целями и задачами занятия/программы. Как процесс формирования группы детей влияет на дальнейшую работу с ней, как сформировать группу, которая постепенно развивается и самоорганизуется. Почему важно изначально заложить в программу обязательное измерение результатов занятий с помощью объективных методик.

Эксперт подчеркнула, что на разных занятиях и с разными детьми психолог может выступать в разных ролях, ощущать и вести себя по-разному – доктор, волшебник, следователь, родитель, педагог, наставник и др. Интересно осознавать и менять эти роли.

Слушатели занятия, среди которых были и тьюторы, и педагоги дополнительного образования, были активны, задавали вопросы, в том числе и каверзные (например, о минусах, слабых местах авторской программы спикера по работе с детьми с ОВЗ).

Всего на встрече активно присутствовали 7 участников курса.

Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».      

6 коментарий “2-ая встреча для специалистов «Инклюзия в действии. Доступно всем»

  1. Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» предоставляет ценную информацию и инструменты для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Второе онлайн-занятие было очень интересным, особенно благодаря лекции Анны Калашниковой. Я узнал о важности позитивного опыта и возможности самостоятельного составления программы для работы с детьми с ОВЗ. Очень жду продолжения образовательного цикла.

  2. Спасибо проекту «Инклюзия в действии. Доступно всем» за возможность участия в образовательном цикле по работе с родителями подростков с особыми потребностями. Занятие с Анной Калашниковой было очень познавательным. Я получила много полезной информации о социализации детей с ОВЗ и о том, как помочь им адаптироваться к изменчивому миру. Жду с нетерпением следующих занятий.

  3. Очень интересно, что в рамках проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» проводятся онлайн-занятия для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Это отличная возможность обменяться опытом и узнать новые методики работы. Жду с нетерпением продолжения образовательного цикла «Шаги навстречу» и надеюсь, что он поможет улучшить качество работы с родителями подростков с особыми потребностями.

  4. Большое спасибо проекту «Инклюзия в действии. Доступно всем» за возможность пройти образовательный цикл по работе с родителями подростков с особыми потребностями. Платформа Stepik очень удобная и информативная. Надеюсь, что полученные знания и инструменты помогут мне лучше поддерживать детей с ОВЗ и их родителей.

  5. Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» дает отличную возможность для специалистов по работе с детьми с ОВЗ получить новые знания и навыки. Очень интересно, что на занятиях рассматриваются важные аспекты социализации и эффективные инструменты работы с детьми с ОВЗ. Я уже смогла применить некоторые методики в своей работе и вижу положительные результаты.

  6. Второе онлайн-занятие по проекту «Инклюзия в действии. Доступно всем» было очень познавательным. Спасибо Анне Калашниковой за интересную лекцию и практические примеры. Я узнал много нового о социализации детей с ОВЗ и о том, как использовать социально-психологический тренинг в работе с ними. Жду следующих занятий с нетерпением.

Комментарии закрыты.