6 встреча курса «Работа с детьми с ментальными нарушениями»

Состоялось пятое занятие для специалистов, работающих с подростками с особыми потребностями или планирующих работать с ними, в рамках проекта «Инклюзия в действии». Ведущая занятий Анна Алексеевна Калашникова, клинический психолог, специалист Благотворительного фонда «Гольфстрим».

Встреча была посвящена контролю и диагностике социально-психологического воздействия на подростковые группы. Анна Алексеевна рассказала о том, что она очень любит диагностику и считает ее обязательно необходимой до начала работы с любой группой и конечно после месяца работы, квартала или по завершении программы.

Ведущая отметила, что для проведения качественной и полезной, информативной диагностики необходимо иметь высшее психологическое образование. Педагогам психологическую диагностику проводить нельзя. Анна Алексеевна поделилась своим богатым опытом, рассказала на примерах из практики о применении различных методик диагностики.

Любые тесты в группе подростков с нарушениями развития должны быть в первую очередь целесообразны, то есть тестировать лучше навыки, которые вы можете в дальнейшем улучшить, развить. Выявлять потребности, которые ребенок сможет удовлетворить на ваших занятиях. Как пример, мама ребенка думает, что ему важно на группе научиться общаться и завести друзей. А после тестирования выясняется, что ребенку нужно просто отдохнуть и принятие, одобрение его, даже когда он пассивен и не общителен. Сначала кажется, что ребенку важно проявлять лидерские качества, достигать власти, притягивать к себе внимание. А после тестирования становится очевидно, что его мало слушают в семье и ему важно быть услышанным. И такую потребность вполне можно удовлетворить в группе без особенных затрат ресурсов.

Любые тесты должны быть лаконичны и конкретны, обычно дети с особенностями развития не готовы тестироваться более 10 минут. Методики делятся на когнитивные и проективные, хорошо работает метод незаконченных предложений. Например, предлагается закончить предложение: Чаще всего я злюсь (где, дома или в школе). Или: Обычно я огорчаюсь, когда говорю (с кем?). Также прекрасный метод незаконченных рисунков, он проективный, когда толкование особенностей характера или состояния делается на основе ответов ребенка, что он видит на абстрактной картинке. И как решит ее дорисовать до конкретного объекта, значения.

Рекомендуемый диагностический инструментарий:

МЦВ /Л.Н.Собчик / Оценка эмоционально-личностных особенностей: специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры и уровень притязаний/.

•ЦТО/А.М.Эткинд/ Исследование эмоциональных компонентов отношений сознательного и частично неосознаваемых уровней /.

•Оценка эмоционального интеллекта (опросник EQ Н.Холла)

самосознание, самоконтроль, самомотивация, эмпатия, навыки взаимодействия.

•Методика КОС (предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей)

•Анкета для родителей /Колмогорова Л.С./ (предназначена для изучения компетентности в поведении и общении подростка на основе оценки родителей.

•Анкета «Общие сведения»

Участники также поделились, какие методики тестирования и диагностики они применяют. Например, ведение ежедневного журнала диагностики.

В рамках проекта также проходят онлайн встречи по обучающему курсу «Работа с родителями детей с ОВЗ».

Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области.