Марина Зубова, президент и учредитель благотворительного фонда «Гольфстрим» выступила на конференции по теме работа с последствиями комплексной психотравмы — Проект «SOSтавляющие безопасности» при поддержке Фонда президентских грантов. Организатором конференции стала Межрегиональная благотворительная общественная организация Российский комитет «Детские деревни – SOS».
Темой выступления Марины Анатольевны стала «Актуальность предоставления помощи людям с комплексной психотравмой в ЛДНР».
Оказание помощи людям с комплексной психотравмой в ЛДНР осуществляется фондом «Гольфстрим» с февраля 2022 года. Отметим, что специфика региона определяет не только содержание, но и сам процесс оказания помощи населению ЛДНР. Если в классическом варианте мы говорим о работе с посттравматическим стрессовым расстройством, где приставка «пост» предполагает, что травмирующее событие завершено, оно закончилось, то на территории ЛДНР, к сожалению, травматизирующие события продолжаются и как взрослые, так и дети оказались в ситуации пролонгированной травматизации, что отражается на их психологическом и психическом здоровье. Вторым фактором, влияющим на процесс травматизации населения ЛДНР, является то, что в него включено сразу несколько поколений и часто отсутствует безопасная зона (для детей безопасный взрослый), так как травмирующие воздействия охватывают всех членов семьи, а также ближнее и дальнее социальное окружение. Неопределенность также усиливает воздействие травмирующих факторов — невозможность предвидеть негативные воздействия, управлять ими, прогнозировать время их окончания дестабилизируют психоэмоциональное состояние большинства населения и оказывает влияние на процесс горевания или выхода из процесса трвматизации.
Процесс травматизации также осложняется вынужденными изменениями в структуре семьи, перераспределении семейных ролей, в крайнем случае – гибелью детей/родителей или попаданием их в статус без вести пропавших. В связи с длительностью и непрерывностью процесса травматизации специалистами отмечаются и изменения в личностной структуре и поведении жителей данных территорий, которые проявляются на разных этапах горевания. Специалисты, непосредственно взаимодействующие с семьями и оказывающие им помощь, отмечают следующие особенности:
— высокий уровень тревожности и большое количество актуальных страхов как у детей, так и у взрослых;
— наличие флешбеков (повторное переживание травмирующего события как если бы оно происходило вновь);
— повторяющиеся тревожные воспоминания, тревожные сны, наличие ночных кошмаров как у взрослых, так и у детей;
— изменения в функционировании когнитивных процессов (низкая концентрация и устойчивость внимания, снижение памяти, ригидность мышления, ограниченность восприятия и др.);
— изменения в социальных отношениях (ограничение социальных контактов, избегание построения близких доверительных отношений, ограничение социального взаимодействия удовлетворением актуальных жизненных потребностей);
— изменения в Я-концепции (неадекватное восприятие своих реальных возможностей – возможно как недооценивание, так и переоценка собственных возможностей, изменение социальных интересов, обеднение эмоциональной составляющей Образа Я).
Мы не можем говорить о единой модели поведения или о единой стратегии проявления эмоциональных реакций у людей с комплексной психотравмой, но как показывает опыт нашей работы в данном регионе, мы можем говорить о тенденции к полярности: от состояния апатии, подавленности, депрессии, амимичности и сокращении социальных контактов и социального взаимодействия до, наоборот, повышенной враждебности и агрессивности (очень часто с вербальной агрессивностью сталкиваются консультанты горячих линий). Обе категории жителей нуждаются в психологической помощи, направленной на проработку травмы.
Данные особенности необходимо учитывать при организации процесса оказания помощи таким семьям как социального, так и психологического характера. Считаем важным при организации такой помощи опираться на два методических принципа – системности и комплексности. С одной стороны, мы выстраиваем именно систему оказания помощи, которая оказывает воздействие не столько точечно на решение локальных проблем (хотя иногда именно решение актуальных локальных проблем является первоочередной задачей), но и на построение единой системы оказания помощи по разным направлениям, в зависимости от потребностей населения. С другой стороны, мы используем весь комплекс методов и средств, доступных нам для оказания такой помощи – от методической поддержки сотрудников через повышение их профессиональных компетенций по различным вопросам через проведении цикла практико-ориентированных семинаров, мастер-классов до непосредственного консультирования жителей и оказания им адресной социальной помощи.
Отмечу, что специфичным является даже содержание работы специалистов, оно отличается от содержания работы в обычных жизненных условиях – сначала специалист работаем с состоянием, а затем уже с проблемой. Каждый обратившийся за помощью человек, прежде всего, нуждается в том, чтобы его выслушали. В процессе такого диалога специалист содействует клиенту в его психологическом принятии новой жизненной ситуации.
Консультанты кризисных служб, консультанты телефонов доверия строят свою работу по принципу оказания первичной психологической помощи – обеспечение физической и психологической безопасности, определение актуальных жизненных потребностей, обеспечение возможности выговориться. В случае работы с утратой, специалистам важно не столько помочь обратившемуся за помощью пройти все стадии горевания – отрицания, озлобленности, депрессии и адаптации, сколько направить активность на решение задач, которые являются основными в ситуациии потери — признание факта потери, переживание боли потери, организация окружения и выстраивание новых адаптивных отношений без ушедшего человека.
Отдельно хочется сказать относительно психологического состояния детей с комплексной психотравмой и системой оказания помощи им. Часто взрослые, которые осуществляют присмотр и воспитывают таких детей и подростков говорят, что не замечают каких-либо изменений в их поведении, они не задают каких-либо вопросов относительно сложившейся ситуации, могут не проявлять ярких эмоций. Однако, такое поведение свойственно для детей, проживающих посттравматической стрессовое расстройство, но это не значит, что с их психоэмоциональным статусом все хорошо. Важно вовремя заметить детей и подростков, нуждающихся в помощи и оказать ее им. У детей и подростков с комплексной психотравмой может отмечаться снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше им нравилась, могут избегать общения, уединяться. Часто встречаются изменения сна (беспокойный сон, трудности засыпания, просыпания), настроения (от грусти до повышенной раздражительности), снижение успеваемости и деструктивное поведение. Истероидная реакция, агрессия, тревога, страхи, апатия – характерны для детей и подростков, находящихся в ситуации травматизации. В работе с такими детьми важным является не только построение правильной конструктивной беседы с ними, направленной на прояснение их намерений и расширение перспектив, но и обеспечение физической и психологической безопасности.
Все представленные положения находят отражение в деятельности БФ «Гольфстрим» на территории ЛДНР.
Фонд помогает взрослым и детям в ЛДНР. На текущий момент БФ «Гольфстрим» на территорию ЛДНР доставляет гуманитарные грузы; оказывает в регионе адресную и системную помощь взрослым и детям; проводит образовательные семинары для НКО и оказывает поддержку психологов по работе с семьями и реализует проект горячей линии правовой помощи.
Кроме того, на данный момент проведено 9 практико-ориентированных методических семинаров для психологов и специалистов, работающих с семьями, попавших в тяжелую жизненную ситуацию по специфике оказания помощи таким семьям, особенностям взаимодействия со взрослыми и детьми, находящимися в травме, помощи взрослым и детям в процессе горевания, технологиям работы психолога с ПТСР.