Подведем промежуточные итоги по реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» во Владикавказе.
Очные тренинги в Автономной некоммерческой организации поддержки и реализации социальных инициатив «АРКТУР» начались 23 октября 2022 года.
В октябре для детей прошло 4 очных тренинга по теме «Знакомство». На них подопечные вырабатывали адаптационные механизмы к новым условиям. Участники определили ритуалы приветствия и прощания, ознакомились с правилами поведения в группе.
Для родителей в октябре прошло 4 очных тренинга. На них состоялось знакомство участников группы и были выявлены запросы родителей для эффективной работы группы. Участники усвоили ритуалы приветствия и прощания, правила поведения в группе – «не перебивать друг друга», «Я-высказывания».
В ноябре для детей прошло 4 очных тренингов по темам: «Знакомство. Важные слова» и «Правила поведения в группе». Ребята изучали слова приветствия, прощания, извинения, благодарности и просьбы.
Для родителей в ноябре состоялось 8 очных тренингов. Тренинги были по темам: «Ресурсы», «Мои ресурсы» и «Семейные традиции. Роль мамы в семейных отношениях».
Цель тренингов «Ресурсы» и «Мои ресурсы» развитие умения находить в себе внешние и внутренние ресурсы, свои сильные стороны и опираться на них при достижении поставленных целей, при разрешении трудных ситуаций.
Из предыдущих занятий психолог получил запрос на занятие по арт-терапии. 20 ноября было проведено арт-упражнение «Река жизни». Цель данного упражнения: поиск ресурсов для изменений саморазвития, личностного роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния.
Родители с закрытыми глазами рисовали пальцами на манке, рассыпанной на противне, реку. У каждого получилось своё представление реки. В данном упражнении река – это поток жизни. Он такой в данный момент времени, и это не хорошо и не плохо. Это так, как есть. Но манка — сыпучий материал, легко поддающийся изменениям. По желанию можно что-то изменить в своей реке. Когда почувствуете, что не хотите вносить больше никаких изменений и вас все устраивает, остановитесь. В процессе проведения упражнения родители стали эмоционировать. У некоторых идет сопротивление. Могу сказать поставленные цели и задачи все выполнили.
Татьяна Апкалиева, психолог проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» в г. Владикавказ
В декабре для детей прошло 3 очных тренинга по общей теме «Кто я? Какой я?». На последнем занятии 25 декабря была тема «Праздник к нам приходит». Продолжали обсуждать тему гендерных различий, повторили внешние различия между мальчиками и девочками, обсудили «мужские» и «женские» дела. Наряжали самодельную ёлку, рассказывали о своих новогодних желаниях, танцевали вокруг ёлки, чтобы желания сбылись. Все ребята остались довольны.
В группе младших детей есть ребята с нарушением слуха. Это ведет к некоторым особенностям. Так например из-за присутствия неслышащих детей другие дети в младшей группе перешли к жестовому общению в первой части занятия (ритуал приветствия). Успешно прошла танцевальная пауза со слабо слышащими детьми, т.к. они внимательно и быстро запоминали танцевальные жесты. Вся группа и педагоги выучили на жестоком языке «мальчик» и «девочка».
Наталья Киселева, психолог проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» в г. Владикавказ
На начало занятий у многих детей был явный дефицит общения и низкий уровень продуктивной активности. На данный момент видно, что ребята становятся всё активнее и смелее, проявляют интерес к сверстникам и занятиям. Особенность методики проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем», разработанной специалистами фонда «Гольфстрим» в том, что при формировании детских групп приветствуются различные нозологии. Этот метод позволяет ребятам с ОВЗ адаптироваться в обществе с разными людьми. Один из основных залогов успеха – регулярность занятий.
Отметим, специалистам фонда «Гольфстрим» пришлось провести дополнительные занятия с одной конкретной семьей, по причине пропуска занятий из-за болезни мамы. Пауза в занятиях дала откат в адаптивных навыках у ребенка и специалистам фонда, с помощью индивидуальных занятий пришлось исправлять эту ситуацию.
Для родителей в декабре состоялось 6 очных тренингов по темам «Простые методы восстановления ресурсного состояния или домашняя арт-терапия», «Семейные традиции. Роль мамы в семейных отношениях» и «Тропинка родительской любви».
Тренинг «Тропинка родительской любви» был завершающим в 2022 году. Он направлен на семейные ценности, помогает развивать ресурсы. Упражнения «Ценности» имеют цель осознание человеческих ценностей, осознание значимости потери идентичности для человека. Во время выполнения упражнения прошла очень глубокая работа. Я лично довольна её результатами. И еще упражнение «Погружение в детство», которое дало возможность прикоснуться к детству, вспомнить тех людей которые были рядом, прочувствовать надежное плечо, о которое можно было опереться. Вспомнить чувства, которые испытал каждый когда потерял поддержку и свои действия после этого. Каждый из родителей вспомнил и прочувствовал всю череду событий.
Татьяна Апкалиева, психолог проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» в г. Владикавказ
На начало занятий у части родителей было видно сопротивление и непонимание нахождения в группе. Большинство занимало позицию «наблюдателя». И только трое были готовы к получению новой информации и изменениям в себе и в отношениях с ребенком. По итогам прошедшего периода у большинства родителей успешно проходит адаптационный период, многие открывают для себя важность ресурсов и их применения, открыли возможность уделять внимание себе.
Всего за 2022 год для детей состоялось 11 тренингов, а для их родителей 18.
Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется командой Автономной некоммерческой организации поддержки и реализации социальных инициатив «АРКТУР». Куратор Наталья Провоторова.
1 августа 2022 года в 4 регионах России реализуется интерактивный проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» для стейкхолдеров регионов, занимающихся содействием социализации и интеграции семей с подростками с ментальными нарушениями в социум, поддержанный благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».