Итоги 2022 года по реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» в Московской области

Подведём промежуточные итоги по реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» в Московской области.

Очные тренинги в Московской области начались 3 октября 2022 года.

В октябре для детей прошло 8 очных тренингов по темам «Знакомство», «Учимся договариваться», «Такое разное общение» и «Учимся бороться со страхами». На занятии посвященном преодолению страхов участники с помощью сказкотерапии познакомились с понятием страха, его влиянием на человека. С помощью мимики и жестов изображали страх. Приёмы изотерапии позволили визуализировать страхи участников, а самое главное побороть их. И это был большой успех для ребят.

Хочу выразить слова благодарности. Занятия очень полезные и нужные. Стало интересно узнавать новое. Сама теперь стараюсь меняться и меняю подход в отношениях с сыном. Стала больше делать акцент на то, чтобы Саша учился принимать решения и нёс сам за них ответственность. Пока это ещё не всегда у него получается, но если есть трудности, мы вместе стали обсуждать с ним все «за» и «против» и я ему помогаю, немного подвожу к выбору. Включаем логику и обсуждаем какие будут последствия. Я думаю, что постепенно это закрепится и он не будет бояться ошибаться. Также дали очень интересный материал по принятию своего тела. Совместный просмотр помог нам поговорить более комфортно на такие важные темы, как интимность, сексуальность, личные границы, как ухаживать за собой, правила гигиены тела, смены белья. Очень полезной была тема про гаджеты. Поняла, что для детей это важно и нельзя гаджет делать средством наказания или обесценивать его. Стараемся ДОГОВАРИВАТЬСЯ. Сын освоил те функции, которые я и не знала, он еще и меня научил. Я его похвалила. По вашим советам стараюсь уделять внимание и его эмоциональному интеллекту (что он чувствует, обозначать свои чувства и состояния словами), проговариваем это, поясняю как можно справиться с эмоциями социально-приемлемым способом. Очень помогает таблица причинно-следственных связей, где обозначаем что портит моё настроение, как могу на это повлиять и что будем делать. Ещё раз Вам огромная благодарность.

Елена, мама Саши

Для родителей в октябре прошло 4 очных тренинга по темам «Я в проекте», «Родительские представления» и «Родительские установки». С самого начала занятий у родителей была высокая мотивация к работе в группах. Но психологи столкнулись и с трудностями в реализации проекта: родители с разным опытом участия в групповой работе, с разным социальным опытом и с большой разницей в возрасте. За первый месяц занятий отмечается динамика развития группы, повысился уровень доверия друг к другу и стала видна групповая сплоченность.

В ноябре для детей прошло 4 очных тренинга (8 встреч) по темам: «Уверенный подросток», «Как преодолеть злость и агрессию», «Сочувствие – это важно» и «Я умею выражать свой внутренний мир».Очень интересным получился тренинг про злость и агрессия. Чем они отличаются и откуда появляются? Как с ними бороться? Какие опасные и безопасные способы преодоления негативных эмоций существуют? Именно на эти вопросы ребята с психологом искали ответы. И нашли! — с помощью приемов изотерапии рисовали злость, приемами двигательной терапии снимали мышечные зажимы и физические проявления агрессивного состояния, дыхательные упражнения снижали чувство тревоги. Работа была увлекательная, все погрузились в «борьбу» со злостью.

Для родителей в ноябре прошло 3 очных тренинга по темам «Родительские установки», «Семейная система» и «Семейная эко-система». На занятиях ребята продолжают закрепление правил нахождения в группе, познают себя и других, рефлексируют по вопросам личностных качеств, ценностей и внутренних ресурсов. Темы о семейной системе оказались сложными для обсуждения, многие затруднялись определить свою семейную эко-систему. Отмечались трудности распределения функционала между родительской и супружеской ролью, постоянный контроль сознания приводил к приоритету «оправдательной» позиции родителей. Отмечались проявления негативных эмоций, психосоматические проявления. В результате этих эмоционально сложных занятий для родителей выровнялся эмоциональный статус и родители сами обозначили важность проработки данной темы. На последнем занятии была проведена индивидуальная работа психолога с родителями.

Спасибо за проведение индивидуальных встреч с обсуждением вопросов социализации подростка в семье и в социуме. Воспользовались рекомендациями и видим результат. Также хочется отметить работу в коллективе с родителями. Совместное обсуждение общих проблем помогло понять, что ситуации похожи и вместе с обсуждением принимать правильные решения. Хочется отметить профессиональную работу, всегда чётко оценивается ситуация и запрос, предлагается, ориентированное на ребенка, предложение для проработки и исправления ситуации.

Марина, мама Андрея

В декабре для подростков прошло 8 очных тренинга из них два мастер-класса вместе с родителями «Новогодние игрушки» и «Новогодняя открытка», квест «В поисках Деда Мороза» и тренинг «Что помогает нам учиться?». Форма занятия — интерактивный урок («Что помогает нам учиться?») оказалась весьма продуктивной. Использование упражнений на развитие памяти, мышления, внимания, крупной и мелкой моторики, работа с красками и другим неструктурированным материалом (вата, ткань) позволила воздействовать сразу на несколько уровней: психологический и психофизический. Интересно, что различный уровень психофизического развития участников создал условия для подбора разноуровневых упражнений. Для некоторых участников необходима помощь волонтеров или родителей и такая практика оказалась положительной. Каждый участник, который нуждался в организующей, стимулирующей помощи получал ее.

По окончании трех месяцев занятий ребята демонстрируют более высокий уровень развития коммуникативных навыков, готовы вступать в диалог, поддерживать беседу на качественном уровне. Мотивами к общению становятся не указания ведущих, а собственные внутренние потребности. Участники в процессе общения и взаимодействия выбирают продуктивные формы как на вербальном, так и не вербальном уровнях. Подростки в совместной деятельности на мастер-классах отрабатывают навыки взаимопомощи, взаимоконтроля, формируется произвольность. Творческие задания раскрыли внутренние ресурсы участников, позволили отреагировать эмоции, сформировать новые эмоциональные паттерны.

Для родителей в декабре состоялось 3 очных тренинга (6 встреч), из них два мастер-класса вместе с подростками «Новогодние игрушки» и «Новогодняя открытка» и тренинг «Колесо» года. После проведения встречи «Колесо» года родители в обратной связи указали, что многие боялись самостоятельно анализировать свои достижения, боялись «обесценивания». Встреча оказала большой ресурсный эффект на психоэмоциональное состояние родительской группы.

Промежуточный итог: родители получили возможность и средства для самостоятельной ресурсной самоподдержки. Образовалось единое родительское сообщество, способное инициировать социально положительные изменения. Так, родители предложили помощь в организации праздничного квеста для подростков, оказали помощь в подготовке карнавальных костюмов для волонтёров, совместно с детьми приняли участие в региональных творческих новогодних конкурсах. Серюк Влад стал победителем в VI конкурсе новогодних игрушек «Рождественская звезда», организованным Орловским государственным академическим театром имени И.С. Тургенева.

Кроме того у родителей повысилась рефлексивная позиция и степень отвественности за изменения в семейной эко-системе. У многих участников стабилизировался эмоциональный фон. Повысилась групповая сплоченности и уровень доверия участников группы друг к другу.

Работа с родителями в рамках проекта позволила не только оказать им психологическую помощь и поддержку в формате индивидуальных консультаций по запросу, работы терапевтической группы, направив воздействие на гармонизацию психоэмоционального состояния родителей, повышение их ресурсности и мотивации к изменению неблагоприятных условий, но также во многом способствовала повышению родительской компетентности по проблемам воспитания, развития и взаимодействия с подростками и молодыми взрослыми с особенностями развития, что позитивно отразилось на детско-родительских отношениях и на семейной эко-системе в целом. Сочетание разных форм работы (групповая работа в онлайн и в офлайн формате, индивидуальные консультации, тематические рассылки, методическая поддержка) позволило достаточно динамично достичь цели и задач проекта, относительно данной целевой аудитории.

Софья Зайцева, психолог проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» в Московской области

Всего за 2022 год для подростков состоялось 20 тренингов, а для их родителей 10.

В Московской области проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется командой Московского областного благотворительного общественного фонда помощи людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями «Шаг в Инклюзию» (МОО БФ «Шаг в Инклюзию»).

С 1 августа 2022 года в 4 регионах России реализуется интерактивный проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» для стейкхолдеров регионов, занимающихся содействием социализации и интеграции семей с подростками с ментальными нарушениями в социум, поддержанный благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Я хочу помочь
Им нужна помощь