Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» будет реализовываться в Калужской области, и станет симбиозом, сочетающим подготовку социально активного, готового оказывать помощь и поддержку поколения наставников и поддержку подростков и молодых людей социально уязвимых категорий в процессе их профориентации.
«Как правило для подростков наставниками чаще выступают педагоги, психологи, которые помогают и поддерживают, но это затруднительно рассматривать как дружескую помощь и пролонгированную поддержку, в отличие от наставничества, когда включаются студенты, обладающие необходимым актуальным опытом выбора профессии и нужными личными качествами»
Виктория Якимова, президент благотворительного фонда «Гольфстрим»
«Сейчас достаточно развита система наставничества и поддержки на производстве, однако оно ориентировано на трудоустроенных молодых специалистов. В других областях знаний это применяется реже, хотя ресурсность поддержки опытных специалистов очевидна. В рамках проекта мы организовали многоступенчатое наставничество сопровождаемой профориентации, с перспективой поддержки подростков во время обучения (наставники- студенты) и трудоустройства (наставники- профессионалы). Это позволит обеспечить осознанность подростков при формировании собственного образовательного маршрута, а также продолжительную поддержку в процессе получения профессии и трудоустройства»
Виктория Якимова, президент благотворительного фонда «Гольфстрим»
Проект состоит из обучающей программы для подростков в возрасте от 13 лет, в том числе с ОВЗ, проживающие в Калужской области в детских домах и центрах помощи семье с одной стороны.
Обучение идет в гибридном формате (преимущественно онлайн) и позволяет актуализировать у подростков знания о профессиях, расширить, углубить представления о предметной стороне профессии и собственной реализации в профессиональной деятельности. Кроме того часть материалов размещается на обучающую онлайн- платформу и доступны для изучения в любое удобное время.
Контент не только учитывает особенности восприятия детей, но и позволяет систематически проверять уровень усвоения материалов программы. Выявленные профессиональные интересы детей, позволяют на следующем этапе работы по проекту включить в процесс профориентации наставников из числа студентов и специалистов с большим опытом работы, реализовавшихся в этих профессиях.
Наставники делятся собственным опытом обучения профессии, поиска и поступления на работу, профессиональном росте и развитии. Наставники проводят занятия, консультации, онлайн-экскурсии, позволяющие более полно сформировать представление о специальностях, должностях, условиях и требованиях разных профессий. У детей появляется возможность задать интересующие вопросы и получить на них ответы из первых рук. Итогом всей работы является осознанное решение о дальнейшем профессиональном обучении.
Участниками проекта стали учащиеся профессиональных образовательных организаций, молодые люди (средний возраст 20 лет), которые недавно прошли путь профессионального самоопределения и обучаются по профессии в образовательных учреждениях. Они могут поделиться собственным опытом и от первого лица рассказать об образовательном пути который они прошли на данный момент. Они могут стать проводниками к выбору и поддержать в процессе прохождения его подростками.
Главная задача проекта сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» — сделать профориентацию и процесс самоопределения подростков и молодых людей эффективнее, через включение в сопровождаемую профориентацию наставников из числа учащихся и студентов профессиональных образовательных учреждений и специалистов-профессионалов с большим стажем работы. Поддержать преемственность поколений при передаче опыта становления и самореализации в профессии.
Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализовывается в рамках поддержки Национальных Целей Развития РФ №1 пункт 1.3.1. Стимулирование роста реальных доходов населения в части Создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи; НЦР №2 пункт 2.1.1. Создание современной образовательной среды, включая цифровую в части Создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и пункт 2.2.3. Развитие профессиональной ориентации в части Организация комплекса мероприятий, направленных на раннюю профориентацию.
В рамках реализации проекта «Друг и наставник» представители фонда уже провели диагностику подростков Калужского реабилитационно-образовательного комплекса (КРОК) с целью выявления интересов и склонностей к профессиональным видам деятельности и определению уровня знаний о предметной стороне профессии, а также встретились со студентами института искусств и социокультурного проектирования КГУ им. К.Э. Циолковского и студентами института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского.
Проекта по сопровождаемой профориентации «Друг и наставник» реализуется с использованием благотворительного пожертвования Благотворительного фонда «ВТБ-Страна».
Проект «Друг и Наставник» замечательная инициатива, объединяющая поддержку и помощь молодых людей социально уязвимых категорий в процессе профориентации. Очень важно, чтобы студенты и профессионалы делились своим опытом и помогали подросткам осознать свои профессиональные интересы. Благодаря такому подходу, будущие поколения получат не только знания, но и поддержку в своем самоопределении.
Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» отличается гибким подходом и уникальной возможностью для подростков узнать о различных профессиях и получить поддержку от студентов и профессионалов. Онлайн-формат обучения и доступ к материалам в любое время делают проект еще более удобным и доступным. Благодаря этой инициативе, молодые люди смогут осознанно выбирать свой путь в образовании и профессиональной деятельности, получая ценные знания и опыт от наставников.
Очень радостно видеть, что такой проект будет реализовываться в Калужской области. Это значит, что подростки, в том числе с ОВЗ, получат возможность получить актуальную информацию о профессиях и сопровождение в процессе выбора своего образовательного пути. Благодаря участию студентов и специалистов, проект будет приносить больше пользы и помощи молодым людям, помогая им осознать свои интересы и задуматься о своем будущем.