Особенности работы специалистов по профориентации

При профориентации подростков с ОВЗ необходимо вести комплексную работу не только с подростками, но и с их родителями.

С учетом психологических и возрастных особенностей детей с ОВЗ можно выделить следующие этапы профориентационной работы:

  1. формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  2. развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре;
  3. уточнение профессионального запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; работа со специалистом по профориентации с целью адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям подростка с ОВЗ;
  4. обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

При этом важен позитивный настрой, укрепление веры в свои силы и возможности. В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

•        из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;

•        составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями.

Можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание подростками своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность подростков о профессиях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
  • понимание родителями объективной ситуации своего ребенка, того, что ребенок знает про себя, кем себя представляете пр. в соотношении с имеющимися у него ресурсами для освоения выбранной профессии и возможности обеспечить занятость в будущем.

Результативность, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.

Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей подростков с ОВЗ. С родителями возможно проведение групповой и индивидуальной работы. В основе индивидуальной работы с родителями лежит изучение семьи. Ход консультации зависит от выявленной позиции родителей, их влияния на профессиональное самоопределение детей.

Люди с особенностями здоровья и/или развития часто имеют и психологические травмы. Осознание собственных ограничений существенно влияет на самооценку, делая ее неустойчивой, неадекватно завышенной или заниженной, порождает ранимость, уход в маргинальность, отказ от общения. Усиливает и закрепляет негативные социальные установки уже обретенный подростком отрицательный опыт коммуникации с нормотипично развивающимися сверстниками либо взрослыми, которые демонстрировали свое превосходство и всячески подчеркивали «неполноценность» и «неуспешность» человека с инвалидностью. В результате человек с ОВЗ попадает в ловушку общественной изоляции.

Чтобы родители стали настоящими помощниками своему особому ребенку в выборе профессии или возможной трудовой занятости, им нужно обладать некоторыми свойствами, качествами и умениями:

•        Умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие;

•        Толерантность по отношению к людям с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;

•        Открытость к восприятию, возможно, нелепых, незрелых суждений подростков с ОВЗ;

•        Готовность к работе со специалистами смежных областей (психологами, профконсультантами, дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами).

Поэтому в работе с родителями необходимо расширять их представления о профессиональном самоопределении подростков с ОВЗ.

С родителями необходимо разбирать следующие вопросы и темы:

  • Что такое профориентация?
  • Профориентация людей с ОВЗ.
  • Что может ребенок из моего «хочу»? или как влияют родительские ожидания и установки на профессиональный выбор и путь ребенка.
  • Что такое профессиональный путь?
  • Как помочь ребенку освоить его профессиональный путь?

Результатами просветительской работы с родителями подростков с ОВЗ в рамках профориентации будут:

  • Понимание родителями специфики профориентационной работы с подростками и молодыми людьми с ОВЗ;
  • Адекватность ожиданий от профессионального выбора и возможной занятости ребенка в будущем;
  • Способность родителей быть чуткими, корректными, поддерживающими в процессе профессионального определения подростков с ОВЗ;
  • Готовность родителей занимать активную сопровождающую позицию в сотрудничестве с разными специалистами;
  • Наличие нескольких реалистичных и достижимых подростком с ОВЗ сценариев профессионального пути для своего ребенка с ОВЗ или вариантов трудовой занятости;
  • Удовлетворенность и детей, и родителей составленными совместно профессиональными планами.

Показателями успешной профориентационной работы станут реальные изменения в жизни семьи, например, получение подростком с ОВЗ по прошествии времени начального/среднего/высшего профессионального образования, поступление в соответствующие учреждения и обучение там по специальным программам, если того требует состояние здоровья ребенка. Или же таким изменением может стать посещение ребенком трудовой мастерской для людей с ОВЗ, где он осваивает базовые трудовые навыки какого-либо дела, а также трудится там на постоянной основе. Некоторым семьям с особым подростком удается существенно перестроить жизненный уклад – создать свое семейное дело, в которое вовлечен ребенок с ОВЗ как помощник и/или работник, что также является положительным социальным изменением. Но такие изменения можно отследить только через несколько лет после проведения качественной профориентационной работы с семьей, где воспитывается ребенок с особенностями здоровья или развития.

«Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуется Благотворительным фондом «Гольфстрим» при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Цель проекта — реализация программы комплексного сопровождения подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями в период профессионального самоопределения.

Главная задача проекта — подготовка наставников из числа учащихся профессиональных организаций, а также специалистов с большим стажем работы для сопровождения профориентации подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями.